• Гравилат речной - многолетнее растение


    Гравилат избегает суходолья. Он тяготеет к низинкам, чтобы чувствовать корнями близость грунтовых вод. Ценит соседство ручьёв, ключей. На солнце выходит редко — да и то норовит расположиться в тени более высоких трав. Вообще держится с присущей ему скромностью. Попадаться на глаза не любит, но встретить его не трудно. Это ведь частое у нас растение. Правда, малоизвестное по причине своей неяркости, неброскости.



    Но присмотреться к гравилату стоит. Это впечатляющее растение — в облике его есть что-то загадочное, поэтическое. Вон среди весёлых золотых лютиков элегически повис грановитый коричневый светильник. Какой печальный наклон у него. И как органично всё растение накладывается на образ старинного фонаря. Эта классическая простота форм, это веянье грусти...



    Так гравилат смотрится издали. Подойдёшь к нему поближе, подведёшь ладонь под фонарик — и удивишься: вот цветок-фантастика, цветок-сказка. Чашечка, лепестки, тычинки — эти общепринятые у цветов элементы изменены до неузнаваемости. Формально гравилат остаётся в рамках единой для цветов схемы строения. Но это ещё раз доказывает: даже внутри канона можно быть дерзким новатором. Каждая деталь цветка у гравилата как бы метафорически преображена. Известное подвергается метаморфозу — и уже становится чудным, небывалым. Откуда эта охота парадоксально изменять знакомые формы? Что-то от гофманианы есть в этом цветке, от поэтики волшебства.



    Начнём путешествие внутрь гравилата. Романтические впечатления начинаются сразу — уже зубчатая стена чашечки повергает в восторг и изумление. Она непомерно высокая, заслоняет весь цветок. Архитектурное её решение весьма своеобразно. Высокие треугольные зубцы здесь чередуются с маленькими узкими. Всего пять больших и пять малых зубцов. Они стоят вертикально — или даже наклоняются к центру цветка. Это очень оригинально! Ведь обычно чашелистики разводятся до отказа, а сверху на них накладываются лепестки — так что чашечка часто скрыта от взгляда. Но здесь она композиционно выдвинута на первый план. 

    Попробуем проникнуть за крепостную стену чашечки. В просветах между её ритмичными зубцами виднеются розовато-жёлтые плоские фигуры. Уже окрас их необычен — особенно в контрасте с коричнево-красной керамикой чашечки. Необычна и форма: что-то похожее на опахало с короткой ручкой. Это лепестки гравилата! И выкройка их, и цвет отмечены оригинальностью. Они как бы второй план в перспективе цветка: за стеной чашелистиков — в прозорах между ними — высятся сказочные декорации лепестков.



    Есть в цветке что-то театральное, что-то от волшебного пространства сцены. В глубине её ждёт самое фантастическое. За лепестками начинается лес жёлтых тычинок. Они окружают кольцом высокое зелёное цветоложе. Это как бы Парнас в географии цветка — его, смысловое и композиционное средоточие.



    Вот цветок вступает в свою новую фазу. Из недр цветоложа поднялось великое множество просвечивающих волосков! Они оттеснили поникшие тычинки, раздвинули лепестки и чашелистики. Будто вспыхнул над гравилатом красивый эллиптический ореол. Свет у него живой, трепещущий. Особенно он переливчат, если гравилат раскачивается на ветру.



    А ветер для растения сейчас очень желанен. Ведь его ореол образован семянками. Они — окрылены, они — пернаты. Им бы только сильный порыв. И покинут они отчий цветок; и бесстрашно полетят в неизвестность.



    Часто семена у растений превращены в летательные аппараты. Но этот поражает своей парадоксальностью. Его нельзя сравнить ни с планером, ни с парашютом. Это летательная система, у которой нет аналогий в технике. Быть может, гравилат подскажет идею гравилёта? И мы получим ещё одно средство для одоления гравитации. 

     


    У семянки гравилата два крыла-паруса. Это её уникальнейшая особенность. Первый парус установлен около плодика. От плодика вверх отходит наитончайшая бордовая проволочка. Довольно длинная, она неожиданно делает на конце странную петельку — и тут же переходит в лёгкое, зеленоватого цвета, рулевое пёрышко. Это второй парус семянки — установлен он под оптимальным для северных ветров углом.

    Всё загадочно в этой конструкции. Она завораживает своей необычностью и сложностью. Чувствуется здесь тонкий аэродинамический расчёт. Вероятно, перенос довольно весомого плодика потребовал от гравилата нетривиальных решений. Многое здесь остаётся загадочным. Эта изящная петелька перед рулевым парусом, для чего она? Быть может, её изгиб таит в себе новую великую формулу аэродинамики.

    Многоцветен ореол плодоносящего гравилата: зелёные, бордовые, серебряные отливы. Но вот метаморфозы завершены. Вертикально ввысь взмывают удивительные семянки. Счастливого приземления! И нового цикла неизбывно прекрасных превращений.

    Фотоматериалы
  • Реклама
Отзывы (0)
Реклама