https://yakutsk.ru/entries/tvorchestvo/sokrovishcha_tekstilnykh_chudes/
Сокровища текстильных чудес
Сокровища текстильных чудес | 15.11.2021 | Yakutsk.ru
Сокровища текстильных чудес
В 1899 году промышленность остро нуждалась в качественной рабочей силе, поэтому государь Николай учредил первое прядильно-ткацкое училище. В качестве методического пособия для этого московского учреждения самые именитые промышленники – Прохоров, Морозов, Гюбнер – прислали свои лучшие ткани. Сейчас удивительные продукты творчества русских текстильных магнатов находятся на хранении в Учебно-выставочном центре Института искусств Московского государственного университета […]
20211115T1203
20221010T0628
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
В 1899 году промышленность остро нуждалась в качественной рабочей силе, поэтому государь Николай учредил первое прядильно-ткацкое училище. В качестве методического пособия для этого московского учреждения самые именитые промышленники – Прохоров, Морозов, Гюбнер – прислали свои лучшие ткани. Сейчас удивительные продукты творчества русских текстильных магнатов находятся на хранении в Учебно-выставочном центре Института искусств Московского государственного университета […] В 1899 году промышленность остро нуждалась в качественной рабочей силе, поэтому государь Николай учредил первое прядильно-ткацкое училище. В качестве методического пособия для этого московского учреждения самые именитые промышленники – Прохоров, Морозов, Гюбнер – прислали свои лучшие ткани. Сейчас удивительные продукты творчества русских текстильных магнатов находятся на хранении в Учебно-выставочном центре Института искусств Московского государственного университета дизайна и технологии, недавно объединённого с текстильным университетом им. А. Н. Косыгина.  Фонд текстильного института регулярно получал пополнение в виде новых образчиков тканей от московских и иных фабрик, и сейчас коллекция насчитывает свыше 4000 экземпляров постоянной экспозиции. Разнообразие в ассортимент тканей, гобеленов, национальных одежд, модных нарядов разных эпох и стран вносят студенты после своих экспедиций, дарят ценители искусства, меценаты делают разнообразные благотворительные вклады.  Открывает дверь в мир художественных тканей зал русского текстильного ремесла выставкой народных костюмов. Поражает разнообразие сарафанов: из парчи и шерсти, для праздничного выхода,  льняные - повседневные,  украшенные кубовой набойкой.  Под сарафан всегда одевались льняные рубахи, также представленные в зале. А довершала образ – душегрейка, из бархата, расшитая золотыми нитями. Головные уборы украшались ещё богаче – жемчугом, бисером, золотым шитьём, перламутром. Познакомятся посетители с традиционной одеждой южных губерний – поневами. Это длинная, распашная, шерстяная юбка, носимая замужними женщинами. Сейчас мало кто слышал и знает о таком одеянии, а ранее разные области соревновались в эксклюзивности этих юбок. Так, в Калуге паневу украшали цветной перевитью, в Вологде – ручным кружевом. Красоту паневы ярко разрекламировали «Бурановские бабушки» в своих выступлениях. Тканитека фонда является кладезю образцов отечественных и зарубежных мануфактур, представленных в бесчисленных альбомах. Эти фрагменты наглядно отражают социальные и экономические устои страны. Например, революция наложила отпечаток на советских художников, привнеся в их творчество агитационные мотивы. Ткани самого разного назначения запестрели комбайнами и тракторами, самолётами и ткацкими станками. Каждая фабрика имела свой неповторимый стиль, а поэтому помещала свои образцы в альбомы и демонстрировала их на всевозможных ярмарках и выставках.  В западноевропейском зале выставлены немецкие гобелены, французские шелка, итальянский бархат, относящиеся к XVII – XIX векам. Украшениями зала служат: редчайший герб Лиона, исполненный в технике бархата; германская швейная машина XVII века для притачивания предметов декора к дамским нарядам (тесьмы, лент);  бордюры шпалер Шарля Лебрена, великолепного художника XVII века, сотворившего серию «Времена года»;  шёлковый текстиль французского придворного художника Филиппа де Ласаля, заказанный ему Екатериной II для царских покоев в Петербурге.  Много внимания уделено жаккардовому ткачеству, которое родилось благодаря гениальному изобретению Жозефа-Мари Жаккара, лионского ткача, кардинально изменившего «узорчатый» ремизный станок. Он добавил в конструкцию соединённый в цепь перфорированный картон, управлявший нитями основы. Это избавило от ручной переборки, позволив неограниченное количество раз воспроизводить рисунок любой сложности. А плотность ткачества придаёт полотнам вид художественной графики. Именно в этой технике сделаны портреты Вашингтона и Жаккара, а также полотно «Петр I на голландской судоверфи», считающиеся шедеврами ткацкого искусства XIX века.  Удивительным экспонатом является образец завещания Марии-Антуанетты, который её дочь обнаружила после казни королевы. Она отнесла его на Лионскую мануфактуру, где письмо соткали в жаккардовой технике из тончайших шёлковых нитей. Среднеазиатский зал впечатляет яркими гостями из Туркмении, Узбекистана, Таджикистана в виде национальных одежд и предметов быта. Самым впечатляющим экспонатом являются абровые шёлковые ткани. Они имеют рисунок, получаемый от окрашивания или печатания нитей основы в один цвет или несколько непосредственно перед ткачеством. Принцип этого метода до сих пор не изучен исследователями азиатских промыслов, а потому причислен к музейным ценностям. Восточный зал притягивает филигранно выполненными одеждами, особенно парадным халатом китайского чиновника. Имеющий подковообразные рукава, экзотические застёжки, символическую вышивку, такой вид одежды был утверждён императором, как официальный торжественный костюм. Халат ткался золотыми нитями с шёлковой вышивкой и обязательным изображением дракона – символа урожайного дождя. В Китае и Японии вышивкой украшались практически все текстильные вещи. В музее представлена ширма, подаренная японским императором Александру III. На Востоке это универсальный элемент интерьера, позволяющий без лишних усилий изменить помещение. Четыре деревянные лаковые створки обтягивались шёлком, имеющим роспись и вышивку. С мужской стороны подарка парит орёл, с женской – благоухают цветочные композиции, приуроченные к каждому месяцу года. Текстильный фонд всю историю своего существования служит не только незаменимым учебным пособием для художников и дизайнеров, он привлекает искусствоведов со всего света.
Россия
Yakutsk.ru
main-y@yakutsk.ru
127
72
127
72
Новости Якутска
Новости
ru-RU
Yakutsk.ru
main-y@yakutsk.ru
127
72

Сокровища текстильных чудес

12:03 15.11.2021 | корреспондент Yakutsk.ru: Новости Якутска

Новости Творчество

В 1899 году промышленность остро нуждалась в качественной рабочей силе, поэтому государь Николай учредил первое прядильно-ткацкое училище. В качестве методического пособия для этого московского учреждения самые именитые промышленники – Прохоров, Морозов, Гюбнер – прислали свои лучшие ткани. Сейчас удивительные продукты творчества русских текстильных магнатов находятся на хранении в Учебно-выставочном центре Института искусств Московского государственного университета […]

В 1899 году промышленность остро нуждалась в качественной рабочей силе, поэтому государь Николай учредил первое прядильно-ткацкое училище. В качестве методического пособия для этого московского учреждения самые именитые промышленники – Прохоров, Морозов, Гюбнер – прислали свои лучшие ткани.

Сейчас удивительные продукты творчества русских текстильных магнатов находятся на хранении в Учебно-выставочном центре Института искусств Московского государственного университета дизайна и технологии, недавно объединённого с текстильным университетом им. А. Н. Косыгина. 

Фонд текстильного института регулярно получал пополнение в виде новых образчиков тканей от московских и иных фабрик, и сейчас коллекция насчитывает свыше 4000 экземпляров постоянной экспозиции. Разнообразие в ассортимент тканей, гобеленов, национальных одежд, модных нарядов разных эпох и стран вносят студенты после своих экспедиций, дарят ценители искусства, меценаты делают разнообразные благотворительные вклады. 

Открывает дверь в мир художественных тканей зал русского текстильного ремесла выставкой народных костюмов. Поражает разнообразие сарафанов:

из парчи и шерсти, для праздничного выхода,  льняные — повседневные,  украшенные кубовой набойкой. 

Под сарафан всегда одевались льняные рубахи, также представленные в зале. А довершала образ – душегрейка, из бархата, расшитая золотыми нитями. Головные уборы украшались ещё богаче – жемчугом, бисером, золотым шитьём, перламутром.

Познакомятся посетители с традиционной одеждой южных губерний – поневами. Это длинная, распашная, шерстяная юбка, носимая замужними женщинами. Сейчас мало кто слышал и знает о таком одеянии, а ранее разные области соревновались в эксклюзивности этих юбок. Так, в Калуге паневу украшали цветной перевитью, в Вологде – ручным кружевом. Красоту паневы ярко разрекламировали «Бурановские бабушки» в своих выступлениях.

Тканитека фонда является кладезю образцов отечественных и зарубежных мануфактур, представленных в бесчисленных альбомах. Эти фрагменты наглядно отражают социальные и экономические устои страны. Например, революция наложила отпечаток на советских художников, привнеся в их творчество агитационные мотивы. Ткани самого разного назначения запестрели комбайнами и тракторами, самолётами и ткацкими станками. Каждая фабрика имела свой неповторимый стиль, а поэтому помещала свои образцы в альбомы и демонстрировала их на всевозможных ярмарках и выставках. 

В западноевропейском зале выставлены немецкие гобелены, французские шелка, итальянский бархат, относящиеся к XVII – XIX векам. Украшениями зала служат:

редчайший герб Лиона, исполненный в технике бархата; германская швейная машина XVII века для притачивания предметов декора к дамским нарядам (тесьмы, лент);  бордюры шпалер Шарля Лебрена, великолепного художника XVII века, сотворившего серию «Времена года»;  шёлковый текстиль французского придворного художника Филиппа де Ласаля, заказанный ему Екатериной II для царских покоев в Петербурге. 

Много внимания уделено жаккардовому ткачеству, которое родилось благодаря гениальному изобретению Жозефа-Мари Жаккара, лионского ткача, кардинально изменившего «узорчатый» ремизный станок. Он добавил в конструкцию соединённый в цепь перфорированный картон, управлявший нитями основы. Это избавило от ручной переборки, позволив неограниченное количество раз воспроизводить рисунок любой сложности. А плотность ткачества придаёт полотнам вид художественной графики. Именно в этой технике сделаны портреты Вашингтона и Жаккара, а также полотно «Петр I на голландской судоверфи», считающиеся шедеврами ткацкого искусства XIX века. 

Удивительным экспонатом является образец завещания Марии-Антуанетты, который её дочь обнаружила после казни королевы. Она отнесла его на Лионскую мануфактуру, где письмо соткали в жаккардовой технике из тончайших шёлковых нитей.

Среднеазиатский зал впечатляет яркими гостями из Туркмении, Узбекистана, Таджикистана в виде национальных одежд и предметов быта. Самым впечатляющим экспонатом являются абровые шёлковые ткани. Они имеют рисунок, получаемый от окрашивания или печатания нитей основы в один цвет или несколько непосредственно перед ткачеством. Принцип этого метода до сих пор не изучен исследователями азиатских промыслов, а потому причислен к музейным ценностям.

Восточный зал притягивает филигранно выполненными одеждами, особенно парадным халатом китайского чиновника. Имеющий подковообразные рукава, экзотические застёжки, символическую вышивку, такой вид одежды был утверждён императором, как официальный торжественный костюм. Халат ткался золотыми нитями с шёлковой вышивкой и обязательным изображением дракона – символа урожайного дождя.

В Китае и Японии вышивкой украшались практически все текстильные вещи. В музее представлена ширма, подаренная японским императором Александру III. На Востоке это универсальный элемент интерьера, позволяющий без лишних усилий изменить помещение. Четыре деревянные лаковые створки обтягивались шёлком, имеющим роспись и вышивку. С мужской стороны подарка парит орёл, с женской – благоухают цветочные композиции, приуроченные к каждому месяцу года.

Текстильный фонд всю историю своего существования служит не только незаменимым учебным пособием для художников и дизайнеров, он привлекает искусствоведов со всего света.