Генетики выяснили, что связывает жителей Пскова, Новгорода и Якутии
  • 11:56 19.04.2019 Наука и техника / В России

Масштабная генетическая "перепись" народов России неожиданно показала, что жители Пскова, Новгорода, а также Якутии, включая пришлое и местное население, имеют общие корни, сообщает РИА Новости со ссылкой на журнал Genomics.

"Мы разработали программу для поиска оптимальной демографической истории по данным геномов представителей популяции. Для этого нужно было посчитать и проанализировать частоту встречаемости разных аллелей, построить разные истории и понять, какая из них более правдоподобна", – рассказывает Екатерина Носкова из Университета ИТМО в Санкт-Петербурге.

Удешевление технологий секвенирования ДНК позволило им проникнуть не только в медицинскую сферу, но и палеонтологию, археологию, историю и даже в этнографические науки. Сегодня десятки научных групп по всему миру проводят своеобразные "генетические переписи", в рамках которых они пытаются раскрыть происхождение различных небольших или крупных народов и понять, как они мигрировали и развивались в прошлом.

Иногда эти исследования приводят к неожиданным открытиям. К примеру, совсем недавно ученые начали изучать ДНК папуасов, живущих на Новой Гвинее и островах Индонезии. Они обнаружили, что их геномы скрывают в себе следы нового подвида древних людей, близких родичей "денисовцев", о существовании которых раньше никто не подозревал.

Как отмечает пресс-служба Университета ИТМО, первые масштабные исследования такого рода в нашей стране сейчас проводятся в рамках проекта "Российские геномы", который был запущен в конце 2015 года известным генетиком Стивеном О'Брайаном, работающим в Санкт-Петербургском государственном университете.

Носкова и ее коллеги использовали массив данных, собранных в рамках этого проекта, а также другие образцы геномов российских народов для того, чтобы проследить родственные связи между несколькими разрозненными группами этнических русских, живущих в соседних и далеких уголках страны, а также между различными национальными меньшинствами.

Ученые проанализировали 204 уже изученных генома представителей разных популяций России и добавили к этому 60 новых образцов ДНК коренных жителей разных городов на севере страны. Они принадлежали к 55 различным этническим группам, проживающим сегодня на территории нашей страны.

Сопоставив наборы мелких мутаций в их геномах, ученые обнаружили, что предки нынешних жителей Пскова, Новгорода и Якутии входили в одну популяцию, чья численность не превышала двух тысяч человек.

Примерно семь тысяч лет назад от нее отделились предки современных обитателей Якутии, а 1200 лет назад это произошло с жителями Пскова и Новгорода. С тех пор все три популяции резко стали расти в численности.

Как надеются ученые, подобные исследования помогут им понять, какие генетические болезни чаще всего встречаются среди разных народов России и сформулировать оптимальные стратегии для борьбы с ними.

Источник: Якутск.ru