Геологи нашли в арктической зоне Якутии отпечатки теплолюбивых ископаемых растений, в том числе магнолии и платана
  • 14:53 05.12.2018 Наука и техника / В Якутии

Ученые Института нефтегазовой геологии и геофизики им.А.А.Трофимука (ИНГГ, Новосибирск) в ходе комплексной экспедиции в дельту реки Лена нашли за Полярным кругом четкие отпечатки листьев платана, бука, ольхи, ивы и плода магнолии возрастом несколько миллионов лет, сообщает "Интерфакс".

Отпечатки были обнаружены на острове Сардах при изучении разрезов неогеновых (23 - 2,5 млн лет) и четвертичных пород.

"Эта находка стала большой неожиданностью, ведь в наши дни широколистные платаны растут только в теплых широтах - в Средиземноморье, Юго-Восточной Азии и Северной Америке", - говорится в сообщении.

До этого в отложениях разреза острова Сардах находили только минерализованные, обугленные древесные остатки и шишки хвойных, а также плоды американского серого ореха.

Отмечается, что ископаемые теплолюбивые растения в Арктике известны из отложений более древнего палеоцен-эоценового возраста (около 65-55 млн лет назад), когда даже на территории севера современной Якутии произрастали субтропические леса с пальмами и секвойями.

"Однако в более молодых отложениях в евразийской части, так далеко за Полярным кругом, отпечатки листовых флор не находили. До сих пор они описаны только из неогена Дании, Великобритании, Исландии, Аляски, о.Бэнкс (Канадский арктический архипелаг)", - сказано в сообщении.

Обнаруженные специалистами ИНГГ отпечатки оставлены листьями растений, имели возраст 23 - 11,6 млн лет, по мнению ученых, наиболее подходящие условия для произрастания широколиственных деревьев имели место в оптимум миоцена (около 16 млн лет назад), когда климат в Арктике был достаточно теплым для существования растительности подобного типа.

Считается, что в те времена материки уже занимали положение, близкое к современному.

Отпечаток листа платана - важное доказательство того, что 23 - 11 млн лет назад в Арктике произрастали широколиственные леса, а значит, было тепло и влажно. Об этом говорят и другие образцы ископаемой флоры - листья бука, ольхи и ивы.

"Еще более удивительной находкой ученые называют плод магнолии - так далеко на севере это растение еще никто не обнаруживал", - сказано в сообщении.

По словам старшего научного сотрудника лаборатории палеонтологии и стратиграфии мезозоя и кайнозоя кандидата геолого-минералогических наук Ольги Кузьминой, хвойная тайга возникла в Арктике в период между 10 и 4 млн лет назад, когда климат стал значительно холоднее. Лишь позднее она сменилась современными тундровыми ландшафтами.

В следующем году ученые планируют вернуться за ним и провести дополнительные исследования - выяснить точный возраст пород и поискать новые остатки ископаемых растений.

Также отмечается, что обнаруженные учеными уникальные образцы широколиственной флоры меняют представления о масштабах климатических вариаций в геологической прошлом.

"По сути, сегодняшнее, так называемое, глобальное потепление - это лишь незначительный эпизод в истории Земли. А климатические качели раскачивались в прошлом без техногенного воздействия гораздо сильнее, чем сегодня", - считает директор ИНГГ Игорь Ельцов.

Источник: Якутск.ru