Устойчивые к антибиотикам микробы поразили 15 городов России
  • 13:40 01.03.2017 Наука и техника / В России

Три самых опасных микроба из списка, опубликованного Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), были обнаружены российскими учеными на территории нашей страны. Сейчас эти бактерии, резистентные практически ко всем видам антибиотиков, находят в 15 городах России, включая Москву и Санкт-Петербург. Эксперты расценивают ситуацию как очень опасную и настаивают на скорейшем принятии действенных мер, сообщают «Известия».

Бактерии, резистентные к антибиотикам, были впервые в России выявлены в лаборатории НИИ детских инфекций ФМБА России в Санкт-Петербурге. Об этом сообщил директор института, академик РАН Юрий Лобзин. По его словам, главный микробиолог Санкт-Петербурга профессор Сергей Сидоренко выделил такие формы микробов и проследил с помощью секвенатора (оборудование для анализа ДНК) их происхождение.

В списке 12 видов бактерий, устойчивых к действию антибиотиков и представляющих наибольшую угрозу для здоровья человека (опубликован ВОЗ 27 февраля), самыми опасными названы резистентные к карбапенемам ацинетобактеры (причина многих инфекционных процессов, включая менингиты и сепсис), синегнойная палочка (вызывает абсцессы, нагноения и множество больничных инфекций) и энтеробактерии (вызывают множество инфекций — от поражения мочевых путей до заражения крови).

Как рассказал профессор Сергей Сидоренко, карбапенемы (группа антибиотиков) долгое время были единственными надежными средствами антибактериальной терапии наиболее тяжелых инфекций. Но ситуация с резистентностью к ним стала меняться с конца ХХ века, когда у бактерий впервые были обнаружены защитные ферменты, которые разрушают карбапенемные препараты. С тех пор наблюдается постоянное увеличение числа таких бактерий.

По словам микробиолога, синегнойную палочку, устойчивую к карбапенемам, в России впервые обнаружили еще в 2005 году, ацинетобактер – чуть позже, а энтеробактерии – в 2011 году в Санкт-Петербурге в Детском научно-клиническом центре инфекционных болезней. Последний вид микробов вызывает у ученых наибольшие опасения.

«Частота случаев выявления устойчивых к антибиотикам бактерий с 2011 года растет по экспоненте. Они могут передаваться и госпитальным путем, и внебольничным. Сейчас устойчивые бактерии приобретают катастрофическое распространение. Их много в Питере, в Москве и еще в 12-13 городах. О скольких мы еще не знаем – трудно сказать. Таких пациентов надо лечить сложными комбинациями препаратов, а иногда лечения вообще нет», – отметил Сергей Сидоренко.

Замедлить распространение резистентных бактерий может разработка и повсеместное внедрение в практику стратегии, включающей исследование на их носительство, и мероприятия по локализации и предотвращению внутрибольничных вспышек.

По данным НИИ антимикробной химиотерапии Смоленской государственной медицинской академии Минздрава, сейчас в стационарах около 20% синегнойных палочек и более 10% ацинетобактеров устойчивы к карбапенемам. А среди всех энтеробактерий, циркулирующих в больницах, более 70% резистентны к антибиотикам.

Ежегодно от инфекций, вызванных резистентными микроорганизмами, в мире умирает около 700 тысяч человек. По оценкам ученых, при сохранении нынешних темпов роста их устойчивости к препаратам к 2050 году такие инфекции будут уносить жизни 10 млн человек ежегодно.

Источник: Якутск.ru