https://yakutsk.ru/entries/psikhologiya/psikhologiya_priucheniya_detey_k_dengam/
Психология приучения детей к деньгам
Психология приучения детей к деньгам | 18.01.2021 | Yakutsk.ru
Психология приучения детей к деньгам
Cтратегия приучения детей к финансовой стороне жизни Каждого ребёнка ожидает взрослая жизнь и её финансовая сторона. До сих пор ведутся дискуссии, затрагивающие «ознакомление» крох с финансовыми вопросами. Мнения родителей по этому поводу расходятся и, наверное, будут иметь место неопределённое время.  Один родительский лагерь придерживается того, что приобщение малыша к «денежной культуре» лучше всего откладывать как […]
20210118T1038
20221010T0628
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
Cтратегия приучения детей к финансовой стороне жизни Каждого ребёнка ожидает взрослая жизнь и её финансовая сторона. До сих пор ведутся дискуссии, затрагивающие «ознакомление» крох с финансовыми вопросами. Мнения родителей по этому поводу расходятся и, наверное, будут иметь место неопределённое время.  Один родительский лагерь придерживается того, что приобщение малыша к «денежной культуре» лучше всего откладывать как […] Cтратегия приучения детей к финансовой стороне жизни Каждого ребёнка ожидает взрослая жизнь и её финансовая сторона. До сих пор ведутся дискуссии, затрагивающие «ознакомление» крох с финансовыми вопросами. Мнения родителей по этому поводу расходятся и, наверное, будут иметь место неопределённое время.  Один родительский лагерь придерживается того, что приобщение малыша к «денежной культуре» лучше всего откладывать как можно дольше. Мол, не сможет кроха тратить деньги правильно, а чрезмерное внимание к этой теме сделает его жадным и алчным.  Представители второго лагеря придерживаются другого мнения – начинать приучать ребёнка решать финансовые вопросы надо как можно раньше, ведь это сделает его более самостоятельным и ответственным. Психологи склонны соглашаться скорее со вторыми: приобщать детей к финансовой культуре можно, и даже нужно. Но как правильно это сделать? Какова рациональность «карманных» денег? Если да, то, какие суммы? И в каком возрасте это лучше всего делать? Эти и многие другие вопросы начинают беспокоить родителей, заметивших у своих чад первые признаки некоторой самостоятельности. Поэтому психологи и разработали ряд рекомендаций, которые помогут мамам и папам привить ребенку правильное отношение к деньгам, а также сформировать навыки обращения с ними. Открытая финансовая тема Не стоит бояться при ребёнке обсуждать денежные вопросы, считать доходы и расходы, говорить про зарплату. Если всё это обсуждается без стеснения и умалчиваний, у него появляется прекрасная возможность получить ясное представление о том, что такое деньги, их источники и особенности их работы. Правда, недопустимы крайности – заваливание чадо конкретными цифрами и расчётами. «Карманные» расходы – обязательны Кто бы ни пытался убедить вас в обратном – не верьте. Для малыша это очень важный опыт, который даёт ему возможность ощутить свою самостоятельность, полноправие, а также прививает чувство ответственности. Кроме того, ребёнок получит представление о том, как нужно распределять расходы. Только на практике можно научиться, как правильно обращаться с деньгами.  Немаловажно также и то, что наличие «карманных» денег у ребёнка предупредит появление у него чувства зависти, жадности, преувеличения значимости материальных ценностей. Лучше всего начинать выдавать как минимум 6-летнему ребёнку, котомку вот-вот предстоит познать школьную парту. Увеличение суммы по мере роста малыша Увеличивайте сумму его карманных расходов. Однако вместе с этим расширяйте и перечень того, чем он должен себя за эти деньги обеспечить. Так, например, в 12 лет он уже вполне способен покупать не только то, что ему хочется (жвачки, конфетки, чипсы), но и то, что ему необходимо, например, школьные принадлежности и подарки друзьям. Это научит его планировать расходы в более долгосрочной перспективе. Регулярное выделение денег на самостоятельные расходы через фиксированный промежуток времени Чем старше ребёнок, тем продолжительнее должен быть этот промежуток. Особенности логики: маленькие дети весьма импульсивны и склонны тратить всё за один раз, поэтому им будет слишком тяжело сразу распределить большую сумму денег.  Зато к 14 годам дети уже имеют достаточный опыт для того, чтобы спланировать свой бюджет на более продолжительный срок. Поэтому 6-летнему малышу нужно давать небольшие суммы несколько раз в неделю, а 15-летнему подростку – раз в месяц. Никакого контроля детских расходов Не стоит указывать ребёнку, что ему можно покупать. Конечно, вы руководствуетесь только самыми благими намерениями, ведь так хочется уберечь своё чадо от напрасных и нерациональных трат. Однако, согласитесь, что в этом случае теряется весь смысл карманных денег, поскольку ребёнку они тогда принадлежат лишь формально. Поэтому, как говорится, умерьте пыл и наблюдайте за тем, как ваш кроха справляется с новыми задачами. Пусть он ошибается. Это станет для него незаменимым опытом.  Если же вы видите, что какой-то промах выбил ребёнка из колеи, без упрёков и ругани постарайтесь ему объяснить, что именно он сделал неправильно и как лучше поступить в следующий раз. Вот увидите, после нескольких неудач, он научится соотносить свои потребности и возможности. Объяснение малышу основных правил обращения с деньгами Тут имеются ввиду, скорее, некоторые «правила безопасности»:  не носить большие суммы денег в школу,  не хвастаться своими финансами,  не тратить их на игры...  Не забудьте чаду поведать о попрошайках, обманщиках, начинающих махинаторах. Материальное поощрение ребёнка за учёбу и хорошие отметки в школе – табу Интерес к учёбе должен поддерживаться естественным детским желанием узнать что-то новое и чему-то научиться. Помните, что ваш малыш учится в первую очередь для себя, а не для вас.  Денежная же мотивация преподносит ситуацию несколько иначе: хорошо учился, поэтому за отличную учёбу вы платите ему деньги. Такое положение будет вынуждать его рассматривать обучение лишь как способ заработка, а не как средство саморазвития. Во взрослой жизни обычно бывает наоборот: люди платят деньги, чтобы учиться. За уборку не платить! Многим родителям такой «ход» может показаться крайне удачным: и ребёнок денежку получит, и домашние дела сделаны. В реальности выходит не так. Дети привыкают выполнять бытовую работу только за оплату и потом отказываются помогать бесплатно.  С самого детства малыша нужно ориентировать на то, что всем, кто живёт в доме, нужно трудиться на общее благо. Это – естественная обязанность каждого человека, за выполнение которой денег никто не получает. Конечно, если ребёнок берёт на себя довольно большую часть домашних хлопот, поощрять его можно и даже нужно. Только не материальным способом. Пусть это будет какая-то другая привилегия, которая его порадует. Формирование у ребёнка правильного отношения к деньгам Они не должны восприниматься малышом как основная ценность в жизни. Объясните ему, что деньги – это просто инструмент для достижения некоторых целей. Конечно, финансовое благополучие обычно помогает людям чувствовать себя более уверенно. Однако самообладание огромным капиталом не должно быть жизненной целью. К тому же, это вовсе не гарантия счастья.  Расскажите ребёнку о не менее значимых нематериальных ценностях, которые в большинстве случаев и помогают человеку стать счастливым. Все эти простые истины помогут сформировать у крохи правильное отношение к деньгам с самого детства. А это, в свою очередь, является важнейшей составляющей финансовой грамотности не только детей, но и взрослых. Использование финансовой мотивации – недопустимый соблазн. Ведь страх лишиться на какое-то время карманных денег может иметь весьма неплохой воспитательный эффект. Тем не менее, это в корне неправильный подход. Вы же даёте ребёнку деньги для того, чтобы он учился с ними обращаться, а не для того, чтобы управлять его поведением. Поэтому для регулирования поведения лучше использовать какие-то другие меры. Единственный случай, когда можно «взыскать» у своего чада деньги, это порча им какого-то имущества. При этом нужно чётко пояснять ему причинно-следственные связи: «Раз эта кружка разбита, поэтому придётся нам всем скинуться на новую». Однако злоупотреблять такими мерами и «высчитывать» у ребёнка деньги по каждому пустяку, тоже не стоит. Это будет несправедливо по отношению к нему. Эти несложные советы помогут вам обучить своё чадо правильному обращению с деньгами, а также сформировать у него основы финансовой культуры. Такой опыт имеет огромнейшую ценность для будущей взрослой жизни ребёнка. Конечно, на первых этапах своего знакомства с «денежным миром» он будет совершать ошибки. Однако научившись на них ещё в детстве, малыш убережёт себя от аналогичных промахов в будущем.
Россия
Yakutsk.ru
main-y@yakutsk.ru
127
72
127
72
Новости Якутска
Новости
ru-RU
Yakutsk.ru
main-y@yakutsk.ru
127
72

Психология приучения детей к деньгам

10:38 18.01.2021 | корреспондент Yakutsk.ru: Новости Якутска

Новости Психология

Cтратегия приучения детей к финансовой стороне жизни Каждого ребёнка ожидает взрослая жизнь и её финансовая сторона. До сих пор ведутся дискуссии, затрагивающие «ознакомление» крох с финансовыми вопросами. Мнения родителей по этому поводу расходятся и, наверное, будут иметь место неопределённое время.  Один родительский лагерь придерживается того, что приобщение малыша к «денежной культуре» лучше всего откладывать как […]

Cтратегия приучения детей к финансовой стороне жизни

Каждого ребёнка ожидает взрослая жизнь и её финансовая сторона. До сих пор ведутся дискуссии, затрагивающие «ознакомление» крох с финансовыми вопросами. Мнения родителей по этому поводу расходятся и, наверное, будут иметь место неопределённое время. 

Один родительский лагерь придерживается того, что приобщение малыша к «денежной культуре» лучше всего откладывать как можно дольше. Мол, не сможет кроха тратить деньги правильно, а чрезмерное внимание к этой теме сделает его жадным и алчным.  Представители второго лагеря придерживаются другого мнения – начинать приучать ребёнка решать финансовые вопросы надо как можно раньше, ведь это сделает его более самостоятельным и ответственным.

Психологи склонны соглашаться скорее со вторыми: приобщать детей к финансовой культуре можно, и даже нужно. Но как правильно это сделать? Какова рациональность «карманных» денег? Если да, то, какие суммы? И в каком возрасте это лучше всего делать? Эти и многие другие вопросы начинают беспокоить родителей, заметивших у своих чад первые признаки некоторой самостоятельности. Поэтому психологи и разработали ряд рекомендаций, которые помогут мамам и папам привить ребенку правильное отношение к деньгам, а также сформировать навыки обращения с ними.

Открытая финансовая тема

Не стоит бояться при ребёнке обсуждать денежные вопросы, считать доходы и расходы, говорить про зарплату. Если всё это обсуждается без стеснения и умалчиваний, у него появляется прекрасная возможность получить ясное представление о том, что такое деньги, их источники и особенности их работы. Правда, недопустимы крайности – заваливание чадо конкретными цифрами и расчётами.

«Карманные» расходы – обязательны

Кто бы ни пытался убедить вас в обратном – не верьте. Для малыша это очень важный опыт, который даёт ему возможность ощутить свою самостоятельность, полноправие, а также прививает чувство ответственности. Кроме того, ребёнок получит представление о том, как нужно распределять расходы. Только на практике можно научиться, как правильно обращаться с деньгами. 

Немаловажно также и то, что наличие «карманных» денег у ребёнка предупредит появление у него чувства зависти, жадности, преувеличения значимости материальных ценностей. Лучше всего начинать выдавать как минимум 6-летнему ребёнку, котомку вот-вот предстоит познать школьную парту.

Увеличение суммы по мере роста малыша Увеличивайте сумму его карманных расходов. Однако вместе с этим расширяйте и перечень того, чем он должен себя за эти деньги обеспечить. Так, например, в 12 лет он уже вполне способен покупать не только то, что ему хочется (жвачки, конфетки, чипсы), но и то, что ему необходимо, например, школьные принадлежности и подарки друзьям. Это научит его планировать расходы в более долгосрочной перспективе.

Регулярное выделение денег на самостоятельные расходы через фиксированный промежуток времени

Чем старше ребёнок, тем продолжительнее должен быть этот промежуток. Особенности логики: маленькие дети весьма импульсивны и склонны тратить всё за один раз, поэтому им будет слишком тяжело сразу распределить большую сумму денег. 

Зато к 14 годам дети уже имеют достаточный опыт для того, чтобы спланировать свой бюджет на более продолжительный срок. Поэтому 6-летнему малышу нужно давать небольшие суммы несколько раз в неделю, а 15-летнему подростку – раз в месяц.

Никакого контроля детских расходов

Не стоит указывать ребёнку, что ему можно покупать. Конечно, вы руководствуетесь только самыми благими намерениями, ведь так хочется уберечь своё чадо от напрасных и нерациональных трат. Однако, согласитесь, что в этом случае теряется весь смысл карманных денег, поскольку ребёнку они тогда принадлежат лишь формально. Поэтому, как говорится, умерьте пыл и наблюдайте за тем, как ваш кроха справляется с новыми задачами. Пусть он ошибается. Это станет для него незаменимым опытом. 

Если же вы видите, что какой-то промах выбил ребёнка из колеи, без упрёков и ругани постарайтесь ему объяснить, что именно он сделал неправильно и как лучше поступить в следующий раз. Вот увидите, после нескольких неудач, он научится соотносить свои потребности и возможности.

Объяснение малышу основных правил обращения с деньгами

Тут имеются ввиду, скорее, некоторые «правила безопасности»: 

не носить большие суммы денег в школу,  не хвастаться своими финансами,  не тратить их на игры… 

Не забудьте чаду поведать о попрошайках, обманщиках, начинающих махинаторах.

Материальное поощрение ребёнка за учёбу и хорошие отметки в школе – табу

Интерес к учёбе должен поддерживаться естественным детским желанием узнать что-то новое и чему-то научиться. Помните, что ваш малыш учится в первую очередь для себя, а не для вас. 

Денежная же мотивация преподносит ситуацию несколько иначе: хорошо учился, поэтому за отличную учёбу вы платите ему деньги. Такое положение будет вынуждать его рассматривать обучение лишь как способ заработка, а не как средство саморазвития. Во взрослой жизни обычно бывает наоборот: люди платят деньги, чтобы учиться.

За уборку не платить!

Многим родителям такой «ход» может показаться крайне удачным: и ребёнок денежку получит, и домашние дела сделаны. В реальности выходит не так. Дети привыкают выполнять бытовую работу только за оплату и потом отказываются помогать бесплатно. 

С самого детства малыша нужно ориентировать на то, что всем, кто живёт в доме, нужно трудиться на общее благо. Это – естественная обязанность каждого человека, за выполнение которой денег никто не получает. Конечно, если ребёнок берёт на себя довольно большую часть домашних хлопот, поощрять его можно и даже нужно. Только не материальным способом. Пусть это будет какая-то другая привилегия, которая его порадует.

Формирование у ребёнка правильного отношения к деньгам

Они не должны восприниматься малышом как основная ценность в жизни. Объясните ему, что деньги – это просто инструмент для достижения некоторых целей. Конечно, финансовое благополучие обычно помогает людям чувствовать себя более уверенно. Однако самообладание огромным капиталом не должно быть жизненной целью. К тому же, это вовсе не гарантия счастья. 

Расскажите ребёнку о не менее значимых нематериальных ценностях, которые в большинстве случаев и помогают человеку стать счастливым. Все эти простые истины помогут сформировать у крохи правильное отношение к деньгам с самого детства. А это, в свою очередь, является важнейшей составляющей финансовой грамотности не только детей, но и взрослых. Использование финансовой мотивации – недопустимый соблазн. Ведь страх лишиться на какое-то время карманных денег может иметь весьма неплохой воспитательный эффект. Тем не менее, это в корне неправильный подход. Вы же даёте ребёнку деньги для того, чтобы он учился с ними обращаться, а не для того, чтобы управлять его поведением. Поэтому для регулирования поведения лучше использовать какие-то другие меры. Единственный случай, когда можно «взыскать» у своего чада деньги, это порча им какого-то имущества. При этом нужно чётко пояснять ему причинно-следственные связи: «Раз эта кружка разбита, поэтому придётся нам всем скинуться на новую». Однако злоупотреблять такими мерами и «высчитывать» у ребёнка деньги по каждому пустяку, тоже не стоит. Это будет несправедливо по отношению к нему. Эти несложные советы помогут вам обучить своё чадо правильному обращению с деньгами, а также сформировать у него основы финансовой культуры. Такой опыт имеет огромнейшую ценность для будущей взрослой жизни ребёнка. Конечно, на первых этапах своего знакомства с «денежным миром» он будет совершать ошибки. Однако научившись на них ещё в детстве, малыш убережёт себя от аналогичных промахов в будущем.