Банковский сектор ЕС столкнулся с острой нехваткой средств. По мнению экономистов, вслед за банковским кризисом Европу ждет кризис долговой. МВФ предлагает объединение суверенных обязательств в общий заем и выпуск безрисковых облигаций на сумму около 15% ВВП ЕС под контролем наднациональной структуры — Европейского агентства по управлению долгом. Кто и как будет за это расплачиваться, разбирается РИА Новости.
Евросоюз, несмотря на все заверения в своей нерушимости, является конгломератом государств, в которых одна валюта, но совершенно разные экономики и бюджеты. Правом эмиссии обладает ЕЦБ, однако занимать и тратить средства вправе каждая страна.
В результате пандемии, резкого роста цен на энергоносители и нарушения логистики в ЕС возникли колоссальные расходы, которые к концу прошлого года привели к увеличению совокупного долга ЕС, приблизившегося у 100% ВВП, тогда как, согласно Маастрихтскому договору, допускается максимум 60%. При этом в некоторых странах долг и того выше, например, в Италии – более 160%, во Франции и Испании – более 110%.
Руководство Евросоюза, стремясь избежать грозящего дефолта, приняло решение о создании объединенной долговой системы, которая, по их мнению, обеспечит повышение устойчивости экономики и сокращение долгов ряда стран до 26%. Но при этом остается неясным, кто и сколько должен будет платить, поскольку такая идея приведет к дополнительной финансовой нагрузке для государств с небольшими долгами. Ранее в роли безрисковых бондов выступали облигации ФРГ, надежность которых обеспечивалась развитым производством. Однако сегодня ситуация совсем иная, производства по всей Европе вынуждены закрываться.
Конечно, чиновники Евросоюза не признают схему ненадежной. Но ценные бумаги США обеспечивают США, России — Россия, а какая страна ответит за облигации ЕС? Чьи это долги? — рассуждает член наблюдательного совета гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александр Разуваев.
Эксперты уверены, что сегодня руководство ЕС думает не о долгосрочной перспективе, а просто пытается выжить. Новая схема грозит лишь продолжением накапливания долгов и возникновением финансовой пирамиды. При этом больше всего пострадают страны со слабыми экономиками, их ждут дефолты, которые приведут к лавине неплатежей по всему Союзу. С перераспределением обязательство и без того непростая ситуация еще больше осложнится, что ускорит перевод европейских производств за океан.