https://yakutsk.ru/news/interview/pamyati_veterana_aviatsii_tikhonova_mikhaila_afanasevicha_dyadya_misha_letchik/
Памяти ветерана авиации Тихонова Михаила Афанасьевича: Дядя Миша – летчик
Памяти ветерана авиации Тихонова Михаила Афанасьевича: Дядя Миша – летчик | 03.09.2021 | Yakutsk.ru
Памяти ветерана авиации Тихонова Михаила Афанасьевича: Дядя Миша – летчик
В городе Нюрба все знали «Дядю Мишу — летчика». К сожалению аксакала, настоящего героя с соседнего двора уже нет с нами, сегодня 9 дней как ушел из жизни пример для молодежи, наставник, энтузиаст, ветеран авиации Тихонов Михаил Афанасьевич. Михаил Афанасьевич Тихонов родился 10 ноября 1934 года в Чочунском наслеге Вилюйского района ЯАССР. В 1956 году […]
20210903T1020
20221010T0628
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
В городе Нюрба все знали «Дядю Мишу — летчика». К сожалению аксакала, настоящего героя с соседнего двора уже нет с нами, сегодня 9 дней как ушел из жизни пример для молодежи, наставник, энтузиаст, ветеран авиации Тихонов Михаил Афанасьевич. Михаил Афанасьевич Тихонов родился 10 ноября 1934 года в Чочунском наслеге Вилюйского района ЯАССР. В 1956 году […] В городе Нюрба все знали «Дядю Мишу - летчика». К сожалению аксакала, настоящего героя с соседнего двора уже нет с нами, сегодня 9 дней как ушел из жизни пример для молодежи, наставник, энтузиаст, ветеран авиации Тихонов Михаил Афанасьевич. Михаил Афанасьевич Тихонов родился 10 ноября 1934 года в Чочунском наслеге Вилюйского района ЯАССР. В 1956 году поступил в Бугурусланское летное училище ГВФ, которое окончил в 1958 году.  Начал трудовую деятельность в 192 ОАО Якутской авиагруппы ГВФ (впоследствии - Нюрбинский авиаотряд) с должности пилота самолета ЯК-12. В 1961 году утвержден в должности командира самолета Ан-2. С марта 1975 года до выхода на пенсию по состоянию здоровья работал командиром звена 3-й авиаэскадрильи 270-го летного отряда. Имеет общий налет 16450 часов 25 минут, на летных должностях отработал 33 года. За этими строчками - напряженная, ответственная, кропотливая работа. Никто не может сказать сколько людей, груза и почты перевез Михаил Афанасьевич на своем самолете. Сколько выполнено санитарных заданий и сколько спасено человеческих жизней. За время летной работы не раз попадал в аварийные ситуации. Можно вспомнить посадку в тундре, около Саскылааха из-за отказа радиокомпаса и отсутствия погоды в Саскылаахе, двухчасовой полет ночью на полностью обесточенном самолете из-за отказа генератора, посадку в Нюрбе на два колеса - правое и заднее. Левое колесо отскочило при посадке из-за неправильного крепления. Во всех случаях экипаж командира Тихонова М.А. принимал единственно верные, грамотные решения по выходу из аварийных ситуаций, сохранив жизни пассажиров и экипажа, дорогостоящую авиационную технику. Тихонов М.А. внес большой личный вклад в поиске, освоении, авиационном обслуживании алмазных, нефтяных и газовых местонахождений. Он щедро делился своим богатым опытом с молодыми пилотами, много молодых командиров были оттренированы и введены в строй командиром звена Тихоновым М.А. Работая в летном отряде, принимал активное участие в общественной жизни, руководил стенной печатью, был внештатным инспектором по безопасности полетов, председателем товарищеского суда, народным заседателем Нюрбинского народного суда, исполнял олонхо и прекрасно пел на всех конкурсах художественной самодеятельности, проводимых в авиапредприятии. В 1991 году, после ухода на пенсию, стал работать руководителем авиамодельного кружка при Нюрбинской станции юных техников. Его подопечные на соревнованиях в г. Якутске в 1994 году поделили II и III место со второй командой г. Якутска. В 1995 году в Нюрбе проводились соревнования с участием команд Российской Федерации - заняли III место. В 1996 году в Якутске заняли II место по авиамоделизму, и в 1998 году - I место по ракетам класса S-3-С. В канун празднования 50-летия Нюрбинского авиапредприятия совместным постановлением оргкомитета по празднованию было принято решение о создании музея истории Нюрбинского авиапредприятия имени В.В. Кузакова.  Михаил Афанасьевич был назначен его директором на общественных началах. Начинать пришлось с нуля. Были выделены два обшарпанных кабинета в здании аэровокзала. Много сил и энергии пришлось ему приложить в изыскании средств на евроремонт, оснащение музея мебелью, стендами, поиск материалов, но к 12 сентября 2006 года музей был в торжественной обстановке открыт. За его неутомимый труд, энтузиазм, оптимизм, жизненную мудрость в филиале «Аэропорт Нюрба» его иначе, как  уважительно «Дядя Миша», не называют. Все летчики, инженеры, авиатехники и диспетчеры УВД  были офицерами запаса и дядя Миша принял верное решение - обратиться к райвоенкому с просьбой предоставить допуск к личным делам работников авиапредприятия. В каждом личном деле были фотографии, они были увеличены и прикреплены на стендах. Вспомнились многие забытые Ф.И.О. работников. Роясь в личных делах, Михаил Афанасьевич сделал сенсационное открытие, знаковое как для работников аэропорта, так и для района и всей Республики. Он лично знал водителя автопогрузчика ССТ Кудряшова Николая Петровича, которого все называли «Колька-герой». Он умер давно, в 1973 году, будучи работником аэропорта. Никто не знал происхождение этого прозвища, он сам никогда на эту тему не распространялся. Михаил Афанасьевич не поверил своим глазам, наткнувшись в личном деле Кудряшова Н.П. в военкомате на письмо от Президиума Верховного Совета СССР № 221. Приводим полностью его текст:                                                                «Нюрбинскому райвоенкомату Якутская АССР                                                                  тов. Афанасьеву,                                                                  пос. Нюрба                                                                  На Ваш № 3/90 от 10.11.1960г. Сообщаем, что Кудряшову Николаю Петровичу, 1922г. Рождения, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 января 1944 года было присвоено звание Героя Советского Союза. Кроме того, Кудряшов Н.П. был награжден: орденом Славы III степени - приказ 38 Армии от 16 декабря 1943 г. № 0130/н и медалью «За отвагу» - приказ 520 стрелкового полка от 20 января 1943 г. № 06. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 января 1953 года он лишен данных наград. Заведующий отделом наград                                                                                                                               (Ф. Сказчиков).» Копию личного дела и письма Михаил Афанасьевич сразу отправил Васильеву Михаилу Егоровичу - председателю объединенного комитета профсоюза авиаработников Республики. Появились публикации в средствах массовой информации о Кудряшове Н.П. Пулеметчик, командир пулеметного взвода, к концу войны - лейтенант,  командир роты. Действительно героическая личность! В начале войны трижды попадал в окружение, всегда с боями выходил к своим, никогда не был в плену. Был четырежды ранен, из них дважды - тяжело. Месяцами лежал в госпиталях и снова - в бой. Его взвод отличился при форсировании Днепра, взятии Киева. На подступах к городу напротив позиций его пулеметного взвода насчитали 150 трупов гитлеровцев. А звание Героя Советского Союза и Орден Ленина он получил за бои в центре Киева, на Крещатике в районе кинофабрики. Немцы решили идти на прорыв из окружения и наткнулись на взвод Кудряшова Н.П. Понятно, что высшая награда была получена им вполне заслуженно. После войны, вернувшись в родное Черемхово, за хулиганство (драку между фронтовиками и тыловиками) он получил шесть лет тюремного срока и был лишен всех боевых наград. Кудряшов Николай Петрович умер совсем молодым - всего в 51 год. Наверно, сказались не столько боевые решения, сколько душевная обида на несправедливость. После многочисленных обращений общественности и организаций в различные инстанции, Президента РС (Я) к Президенту РФ, наконец-то,  24 октября 2013 года Указом Президента Российской Федерации Путина Владимира Владимировича  №800 Кудряшов Н.П. был восстановлен в правах на государственные награды - звания Героя Советского Союза, Ордена Ленина, медали «Золотая Звезда», ордена Славы III степени и медали «За отвагу».  Восторжествовала историческая справедливость.  Восстановлено честное имя Героя.  А ведь если  бы не было принято решение о создании музея истории Нюрбинского авиапредприятия, а главное - о назначении Тихонова Михаила Афанасьевича его директором на общественных началах, можно с уверенностью сказать, что это вряд ли бы произошло. Музей, созданный Михаилом Афанасьевичем, пользуется большой популярностью. Особенно радует, что музей с интересом посещают школьники Нюрбинских школ и наслегов. Есть коллекция авиамоделей разных типов - от Ан-2 до Ми-6, подаренная школьниками Чаппандинской школы, сделанная своими руками из дерева. В книге Почетных гостей музея вы сможете найти самые лестные отзывы самых известных людей Республики, руководителей авиационных структур России и Якутии. К своей работе, так же как и к работе на летных должностях или в станции юных техников, дядя Миша относился очень серьезно и ответственно. Перед кем бы ни открывалась экспозиция музея, будь то школьники третьего класса или министр, он всегда проводил экскурсию в форменном аэрофлотовском костюме со всеми орденами и регалиями и в командирской фуражке. Труд Михаила Афанасьевича по достоинству  оценен многочисленными наградами - Орденом «Знак Почета», медалями «За доблестный труд», «Ветеран труда», «Отличник Аэрофлота», «Ударник IX пятилетки», лауреат премии им. Ананьева Н.И., знаками «За безаварийный полет 16000 часов», «Ветеран авиации Якутии», «Ветеран Нюрбинского авиапредприятия», «Почетный ветеран Республики Саха (Якутия)», КПРФ «90 лет ВОСР», «130 лет  И.В. Сталину». Его имя занесено в книгу Почета Нюрбинского улуса, в Педагогическую энциклопедию РС (Я), книгу «Знатные люди Нюрбинского улуса». Вот такой он был человек - наш дядя Миша! Авиаторы Нюрбы приносят свои искренние соболезнования родным, близким, коллегам, друзьям в связи с тяжелой утратой.  Светлая память о Михаиле Афанасьевиче навсегда останется в сердцах всех, кто знал этого замечательного человека. Коллективы филиала «Аэропорт Нюрба» ФКП «Аэропорты Севера», Нюрбинского филиала «Авиакомпании «Полярные авиалинии», Нюрбинского центра ОВД филиала «Аэронавигации Северо-Восточной Сибири», «Авиаметеостанции Нюрба»
Россия
Yakutsk.ru
main-y@yakutsk.ru
127
72
127
72
Новости Якутска
Новости
ru-RU
Yakutsk.ru
main-y@yakutsk.ru
127
72

Памяти ветерана авиации Тихонова Михаила Афанасьевича: Дядя Миша – летчик

10:20 03.09.2021 | корреспондент Yakutsk.ru: Новости Якутска

Новости Интервью

В городе Нюрба все знали «Дядю Мишу — летчика». К сожалению аксакала, настоящего героя с соседнего двора уже нет с нами, сегодня 9 дней как ушел из жизни пример для молодежи, наставник, энтузиаст, ветеран авиации Тихонов Михаил Афанасьевич. Михаил Афанасьевич Тихонов родился 10 ноября 1934 года в Чочунском наслеге Вилюйского района ЯАССР. В 1956 году […]

В городе Нюрба все знали «Дядю Мишу — летчика». К сожалению аксакала, настоящего героя с соседнего двора уже нет с нами, сегодня 9 дней как ушел из жизни пример для молодежи, наставник, энтузиаст, ветеран авиации Тихонов Михаил Афанасьевич.

Михаил Афанасьевич Тихонов родился 10 ноября 1934 года в Чочунском наслеге Вилюйского района ЯАССР. В 1956 году поступил в Бугурусланское летное училище ГВФ, которое окончил в 1958 году.  Начал трудовую деятельность в 192 ОАО Якутской авиагруппы ГВФ (впоследствии — Нюрбинский авиаотряд) с должности пилота самолета ЯК-12. В 1961 году утвержден в должности командира самолета Ан-2. С марта 1975 года до выхода на пенсию по состоянию здоровья работал командиром звена 3-й авиаэскадрильи 270-го летного отряда. Имеет общий налет 16450 часов 25 минут, на летных должностях отработал 33 года.

За этими строчками — напряженная, ответственная, кропотливая работа. Никто не может сказать сколько людей, груза и почты перевез Михаил Афанасьевич на своем самолете. Сколько выполнено санитарных заданий и сколько спасено человеческих жизней.

За время летной работы не раз попадал в аварийные ситуации. Можно вспомнить посадку в тундре, около Саскылааха из-за отказа радиокомпаса и отсутствия погоды в Саскылаахе, двухчасовой полет ночью на полностью обесточенном самолете из-за отказа генератора, посадку в Нюрбе на два колеса — правое и заднее. Левое колесо отскочило при посадке из-за неправильного крепления. Во всех случаях экипаж командира Тихонова М.А. принимал единственно верные, грамотные решения по выходу из аварийных ситуаций, сохранив жизни пассажиров и экипажа, дорогостоящую авиационную технику.

Тихонов М.А. внес большой личный вклад в поиске, освоении, авиационном обслуживании алмазных, нефтяных и газовых местонахождений. Он щедро делился своим богатым опытом с молодыми пилотами, много молодых командиров были оттренированы и введены в строй командиром звена Тихоновым М.А. Работая в летном отряде, принимал активное участие в общественной жизни, руководил стенной печатью, был внештатным инспектором по безопасности полетов, председателем товарищеского суда, народным заседателем Нюрбинского народного суда, исполнял олонхо и прекрасно пел на всех конкурсах художественной самодеятельности, проводимых в авиапредприятии.

В 1991 году, после ухода на пенсию, стал работать руководителем авиамодельного кружка при Нюрбинской станции юных техников. Его подопечные на соревнованиях в г. Якутске в 1994 году поделили II и III место со второй командой г. Якутска. В 1995 году в Нюрбе проводились соревнования с участием команд Российской Федерации — заняли III место. В 1996 году в Якутске заняли II место по авиамоделизму, и в 1998 году — I место по ракетам класса S-3-С.

В канун празднования 50-летия Нюрбинского авиапредприятия совместным постановлением оргкомитета по празднованию было принято решение о создании музея истории Нюрбинского авиапредприятия имени В.В. Кузакова.  Михаил Афанасьевич был назначен его директором на общественных началах. Начинать пришлось с нуля. Были выделены два обшарпанных кабинета в здании аэровокзала. Много сил и энергии пришлось ему приложить в изыскании средств на евроремонт, оснащение музея мебелью, стендами, поиск материалов, но к 12 сентября 2006 года музей был в торжественной обстановке открыт. За его неутомимый труд, энтузиазм, оптимизм, жизненную мудрость в филиале «Аэропорт Нюрба» его иначе, как  уважительно «Дядя Миша», не называют.

Все летчики, инженеры, авиатехники и диспетчеры УВД  были офицерами запаса и дядя Миша принял верное решение — обратиться к райвоенкому с просьбой предоставить допуск к личным делам работников авиапредприятия. В каждом личном деле были фотографии, они были увеличены и прикреплены на стендах. Вспомнились многие забытые Ф.И.О. работников.

Роясь в личных делах, Михаил Афанасьевич сделал сенсационное открытие, знаковое как для работников аэропорта, так и для района и всей Республики.

Он лично знал водителя автопогрузчика ССТ Кудряшова Николая Петровича, которого все называли «Колька-герой». Он умер давно, в 1973 году, будучи работником аэропорта. Никто не знал происхождение этого прозвища, он сам никогда на эту тему не распространялся.

Михаил Афанасьевич не поверил своим глазам, наткнувшись в личном деле Кудряшова Н.П. в военкомате на письмо от Президиума Верховного Совета СССР № 221. Приводим полностью его текст:

                                                               «Нюрбинскому райвоенкомату Якутская АССР

                                                                 тов. Афанасьеву,

                                                                 пос. Нюрба

                                                                 На Ваш № 3/90 от 10.11.1960г.

Сообщаем, что Кудряшову Николаю Петровичу, 1922г. Рождения, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 января 1944 года было присвоено звание Героя Советского Союза.

Кроме того, Кудряшов Н.П. был награжден: орденом Славы III степени — приказ 38 Армии от 16 декабря 1943 г. № 0130/н и медалью «За отвагу» — приказ 520 стрелкового полка от 20 января 1943 г. № 06.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 января 1953 года он лишен данных наград.

Заведующий отделом наград                                                                                                                               (Ф. Сказчиков).»

Копию личного дела и письма Михаил Афанасьевич сразу отправил Васильеву Михаилу Егоровичу — председателю объединенного комитета профсоюза авиаработников Республики.

Появились публикации в средствах массовой информации о Кудряшове Н.П. Пулеметчик, командир пулеметного взвода, к концу войны — лейтенант,  командир роты. Действительно героическая личность! В начале войны трижды попадал в окружение, всегда с боями выходил к своим, никогда не был в плену. Был четырежды ранен, из них дважды — тяжело. Месяцами лежал в госпиталях и снова — в бой.

Его взвод отличился при форсировании Днепра, взятии Киева. На подступах к городу напротив позиций его пулеметного взвода насчитали 150 трупов гитлеровцев. А звание Героя Советского Союза и Орден Ленина он получил за бои в центре Киева, на Крещатике в районе кинофабрики. Немцы решили идти на прорыв из окружения и наткнулись на взвод Кудряшова Н.П. Понятно, что высшая награда была получена им вполне заслуженно.

После войны, вернувшись в родное Черемхово, за хулиганство (драку между фронтовиками и тыловиками) он получил шесть лет тюремного срока и был лишен всех боевых наград.

Кудряшов Николай Петрович умер совсем молодым — всего в 51 год. Наверно, сказались не столько боевые решения, сколько душевная обида на несправедливость.

После многочисленных обращений общественности и организаций в различные инстанции, Президента РС (Я) к Президенту РФ, наконец-то,  24 октября 2013 года Указом Президента Российской Федерации Путина Владимира Владимировича  №800 Кудряшов Н.П. был восстановлен в правах на государственные награды — звания Героя Советского Союза, Ордена Ленина, медали «Золотая Звезда», ордена Славы III степени и медали «За отвагу».

 Восторжествовала историческая справедливость.

 Восстановлено честное имя Героя.

 А ведь если  бы не было принято решение о создании музея истории Нюрбинского авиапредприятия, а главное — о назначении Тихонова Михаила Афанасьевича его директором на общественных началах, можно с уверенностью сказать, что это вряд ли бы произошло.

Музей, созданный Михаилом Афанасьевичем, пользуется большой популярностью. Особенно радует, что музей с интересом посещают школьники Нюрбинских школ и наслегов. Есть коллекция авиамоделей разных типов — от Ан-2 до Ми-6, подаренная школьниками Чаппандинской школы, сделанная своими руками из дерева.

В книге Почетных гостей музея вы сможете найти самые лестные отзывы самых известных людей Республики, руководителей авиационных структур России и Якутии.

К своей работе, так же как и к работе на летных должностях или в станции юных техников, дядя Миша относился очень серьезно и ответственно. Перед кем бы ни открывалась экспозиция музея, будь то школьники третьего класса или министр, он всегда проводил экскурсию в форменном аэрофлотовском костюме со всеми орденами и регалиями и в командирской фуражке.

Труд Михаила Афанасьевича по достоинству  оценен многочисленными наградами — Орденом «Знак Почета», медалями «За доблестный труд», «Ветеран труда», «Отличник Аэрофлота», «Ударник IX пятилетки», лауреат премии им. Ананьева Н.И., знаками «За безаварийный полет 16000 часов», «Ветеран авиации Якутии», «Ветеран Нюрбинского авиапредприятия», «Почетный ветеран Республики Саха (Якутия)», КПРФ «90 лет ВОСР», «130 лет  И.В. Сталину». Его имя занесено в книгу Почета Нюрбинского улуса, в Педагогическую энциклопедию РС (Я), книгу «Знатные люди Нюрбинского улуса».

Вот такой он был человек — наш дядя Миша!

Авиаторы Нюрбы приносят свои искренние соболезнования родным, близким, коллегам, друзьям в связи с тяжелой утратой. 

Светлая память о Михаиле Афанасьевиче навсегда останется в сердцах всех, кто знал этого замечательного человека.

Коллективы филиала «Аэропорт Нюрба» ФКП «Аэропорты Севера», Нюрбинского филиала «Авиакомпании «Полярные авиалинии», Нюрбинского центра ОВД филиала «Аэронавигации Северо-Восточной Сибири», «Авиаметеостанции Нюрба»