Город на интеллекте: как светофоры Якутска учатся думать
Якутск, несмотря на свои суровые природные параметры, похоже, решил догонять прогрессивные мегаполисы не только по климату, но и по градостроительной осмысленности. На повестке — внедрение интеллектуальной транспортной системы (сократим до ИТС, чтоб не перегревать процессор внимания).
Центральные улицы столицы республики буквально подключат к цифровому шлейфу. Причём не образно, а через сложносочинённую IT-инфраструктуру: светофоры, датчики, софт, линии связи и — внимание — алгоритмы, способные подстраиваться под транспортные условия. Словно нейросети, только для дорог и без мемов.
В 2025 году обещают, что ИТС обретёт завершённую форму: с интеграцией светофорного управления, функцией анализа транспортных потоков и мизансценой под названием «информационная безопасность». До конца текущего года на уличной театральной сцене Якутска появятся первые 18 транспортных детекторов и 9 новых светофорных узлов. Каждый детектор — это, по сути, технологическая пародия на бдительного дворника, только смотрит не на прохожих, а на автомобили, и не осуждает, а считает.
ПАО «Ростелеком» фигурирует здесь не просто как подрядчик, а как тот самый инженер за кулисами, кто прописывает логику, покупает коробочки и делает так, чтобы они все говорили на одном языке. Помимо «железа», поставляется и предустановленный софт, который должен превратить разрозненные кнопочные объекты в работающий организм.
Пока же идёт активная фаза интеграции: монтаж, наладка, тесты и создание специализированной службы управления ИТС — видимо, с новыми должностями типа «оператор диалога с устройствами». Всё это звучит сложнее, чем кажется, но с точки зрения градостроительного рационализма — шаг вполне предсказуемый.
Между тем, в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» в городе уже обновили 52 светофорных объекта. А по аккорду флагманского курса «Инфраструктура для жизни», стартовавшего по инициативе Президента, в 2024 году преобразятся ещё четыре перекрёстка — среди них значатся Севастопольская, Сергеляхское шоссе и Бестужева-Марлинского (где, по воспоминаниям водителей, светофоры часто работали по принципу «в любой непонятной ситуации — моргай»).
Сегодняшняя статистика: в Якутске и его окрестностях функционируют около 220 светофорных объектов. Все они принадлежат городу — то есть, при определённых настройках эмпатии, их можно считать общими знакомыми каждого пешехода. В будущем — возможно — ещё и собеседниками на дороге.
Похожие записи
-
08.08.2025
-
08.08.2025
-
08.08.2025
-
08.08.2025
-
08.08.2025
-
08.08.2025